Чем дальше я занимаюсь феминизмом, тем больше вопросов у меня появляется. Если в самом начале пути я искренне верила в эгалитаризм, в борьбу за права, в диктат моды, то сейчас ситуация меняется. Базовые ценности свободы, равноправия, ненасилия, отказа от патриархатных практик дискриминации по-прежнему в десятке приоритетов. Но изменилась я, мне не хочется биться лбом и доказывать свой феминизм, отвоевывать свое право на каждом сантиметре. Я не хочу отказываться от макияжа, духов, юбок, от мужской руки, всего того, что в глазах феминистки делает её слабой и возвращает к практикам «обучения беспомощности», я не беспомощна, но феминизм лишает личность компромисса. Каждая уступка - это шаг назад, возвращение в теремное рабство. Но есть сложная грань человеческих отношений. Мы все выросли на традиционной патриархатной романтике и галантности, нормах этикета, которые делают понятными взаимоотношения между полами.
читать дальшеНе вдаваясь в дешевый популизм книг «Марс и Венера», мы можем признать, мужчины и женщины разные, у нас разная физическая сила и различается обмен веществ, мы бегаем с разной скоростью и не должны соревноваться в том, что изначально неравно. Но в том, что мы можем менять, социальном, экономическом, политическом мы должны быть равны, это несомненно. Вопрос в другом, как мы сами понимаем эти несомненность. Мои студентки часто говорят, что для них цель жизни выйти замуж и быть за мужем. Идеалы хорошего обеда, крахмальных простыней и герани на окнах для них понятнее, чем стремление к высотам карьеры и желание стать министром. И они имеют на это право, это их выбор. Они ругаю феминизм, восхваляют викторианство, но при этом не задумываются, что их образование - это достижение феминизма, что право работать и получать за это деньги, нраве с мужчинами - это тоже сделали так нелюбимые ими феминистки. Но они не задумываются, что еще каких-нибудь сто-сто двадцать лет назад, они бы полностью зависели от мужа, и в случае его смерти, могли оказаться в очень бедственном положении без образования и с детьми на руках. Феминизма дал на все это, как и сексуальную революцию, контрацептивны и размывание представлений о мужском и женском.
Мы хотим быть одновременно глупыми, женственным и сильными, мы привыкли решать свои проблемы самостоятельно, но при этом все больше женщин приходят в психологические кабинеты, в попытке ответить на вопрос: «А почему я одна?» . Одиночество - это плата за самостоятельность, за неумение найти баланс между стремлением к личностному, карьерному росту и пресловутой женственность. Современные женщины забыли главный урок бабушек - надо владеть искусством компромисса. Нас же унижает сама мысль о такой возможности во взаимоотношения с мужчиной, феминистка равна и т.д. В любом течении прописано, что союз возможен только с равным, тем, кто видит личность, а затем плоть, тем кто не унижет патриархатным давлением. И вот здесь кроется самая сложная грань.
Что такое это давление?
Домашнее насилие? Да.
Отказ от раздела домашней работы? Да?
Ограничение свободы? Да.
Галантность? Да.
Подать пальто или пропустить даму вперед такое же покушение на личность, как и изнасилование. Ведь таким образом женщину признают слабым существом второго пола. Но мы выросли в рамках очень понятной нам гендерной культуры. Мы знаем, из чего состоит свидание, как должен ухаживать мужчина и как мы должны на это реагировать. Это система координат, в которой складываются и развиваются отношения между индивидами. В ней мы чувствуем себя уютно и достаточно уверенно, так как каждый шаг примерно известен. Оказавшись вне этой культуры нам неловко и неуютно, как будто мы пришли в старой рубашке и джинсах на званый ужин. И следование другим требования, которые якобы защищают нашу самость не так уж и хорошо, как казалось на первый взгляд. Мы остаемся незащищенными и потерянными в ситуации, разрешенной миллионами людей до нас.
Мне уютнее и приятнее, когда мне подают руку, помогают перебраться через препятствие или подают пиджак ветряным вечером. Это не задевает, не делает меня только чревом, а позволяет избежать сотен неловких ситуация, виной которых мои собственные или чужие тараканы. Откровенно говоря, мне нравится быть женщиной, имеющей возможности для социального и личностного роста, но не обязанной за это расплачиваться своими личностными конструктами. Я не хочу ломать себя в угоду еще одной идеологии, я хочу носить шелковые платья и дорогие украшения, кутаться в палантины и пользоваться духами. И знать, что иногда мне вслед смотрят мужчины.
От этого я не перестану быть феминисткой, знать почти наизусть «Второй пол» С. де Бовуар, и защищать женщин, подвергшихся домашнему насилию. Я вижу проблемы современной феминизма в России и знаю, как приходится тяжело в нашей стране идеологии равенства, и я по мере сил буду способствовать достижению его целей. Но я хочу это делать в юбке, на каблуках, с ароматом дорогих духов, будучи женой и матерью, женщиной, перед которой открывают двери.